суббота, 1 ноября 2014 г.

Знак информационной продукции в библиографическом описании


РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ И КАТАЛОГИЗАЦИИ
Отдел централизованной каталогизации (ОЦКЗ)

Знак информационной продукции в библиографическом описании

К реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Методические рекомендации
МОСКВА
2013

ББК 78.37
З–71
Составители: Асеева И. Ю.
Бахтурина Т. А.
Ермакова Л. С.
Научный редактор: Каспарова Н. Н.

Содержание
1.
Характеристика объекта каталогизации
1.1. Общие положения
1.2. Определения
1.3. Нормативные ссылки
2.
Знак информационной продукции
3.
Место расположения знака в информационной продукции
4.
Место знака информационной продукции в библиографическом описа-нии
Приложение 1. Термины и определения Закона № 436
Приложение 2. Образцы оформления печатных изданий со знаком инфор-мационной продукции
Приложение 3. Образцы оформления СМИ в печатной и цифровой форме со знаком информационной продукции
Приложение 4. Примеры библиографических записей в формате MARC 21

1.3. Нормативные ссылки
Правила приведения знака информационной продукции в библиографическом описании опираются на:

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;

ГОСТ Р 7.0.4–2006. Система стандартов по информации, библиотеч-ному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления;

Российские правила каталогизации;

структуру формата MARC 21 и технологии машиночитаемой катало-гизации.
2. Знак информационной продукции
2.1. Обозначение категории информационной продукции знаком информацион-ной продукции и/или текстовым предупреждением об ограничении распростра-нения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и/или распро-странителем следующим образом:
1)
применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс» (0+);
2)
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» (6+) и/или текстового предупреждения в виде словосочетания «для де-тей старше шести лет»;
3)
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде числа «12» и знака

«плюс» (12+) и/или текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;
4)
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде числа «16» и знака «плюс» (16+) и (или) текстового предупреждения в виде словосочета-ния «для детей старше 16 лет»;
5)
применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде числа «18» и знака «плюс» (18+) и/или текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».
3. Место расположения знака в информационной продукции
Согласно закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоро-вью и развитию», знак информационной продукции (значок с указанием возрас-та «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+») должен располагаться на полосе печатной (книжной) продукции, содержащей выпускные данные, и не должен быть мень-ше шрифтов, используемых на этой полосе. Знак может дублироваться на об-ложке книги. Если книжная продукция запрещена для детей, соответствующий знак («18+») обязательно должен присутствовать на обложке.
4. Место знака информационной продукции в библиографическом описании
4.1. Знак информационной продукции в графическом и (или) текстовом виде — это обозначение читательского адреса, дополнительная характеристика назначе-ния информационной продукции для читателей конкретной возрастной катего-рии. Соответственно, в библиографическом описании знак информационной продукции отражают как обязательный элемент в области заглавия в сведениях, относящихся к заглавию (поле 245 #$b). Эти сведения приводят в квадратных скобках или без них (если эти сведения указаны на титульной странице).
Примеры:
24500#$b [16+]
24500#$b [16+] : [для детей старше 16 лет]

4.2. При наличии в информационной продукции развернутой (более подробной, расширенной и т. п.) информации о знаке информационной продукции, указан-ной в выпускных данных и на обложке/переплете, ее можно отразить в примеча-нии (поле 521).
Примеры:
В выпускных данных: 12+
В записи: 24500#$b [12+]
На задней сторонке переплёта: 12+. Знак информационной продукции согласно Федеральному закону от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ
В записи: 5218#$а 12+. Знак информационной продукции согласно Феде-ральному закону от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ

Приложение 1
Термины и определения Закона № 436
Знак информационной продукции — графическое и (или) текстовое обо-значение информационной продукции в соответствии с классификацией инфор-мационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Феде-рального закона.
Информационная продукция — предназначенные для оборота на террито-рии Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Информационная продукция для детей – информационная продукция, со-ответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению фи-зическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, — ин-формация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Классификация информационной продукции — распределение информа-ционной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художе-ственного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установлен-ном настоящим Федеральным законом.
Оборот информационной продукции — предоставление и/или распростра-нение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распро-странение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступ-ных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредст-вом зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или ка-

бельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Оборот информационной продукции, содержащей информацию, преду-смотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информаци-онной продукции не допускается, за исключением:
1)
учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к ис-пользованию в образовательном процессе в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации в области образования;
2)
периодических печатных изданий, специализирующихся на распростране-нии информации общественно-политического или производственно-практического характера;
3)
информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", кроме сете-вых изданий.
Эксперт — лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключения или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.

Приложение 2
Образцы оформления печатных изданий со знаком информационной продукции
1.
На задней сторонке переплета

2.
На передней сторонке переплета
10

3.
На обороте титульного листа в макете аннотированной карточки

4.
На 1-й странице обложки журнала
Приложение 3
Образцы оформления СМИ в печатной и цифровой форме со знаком ин-формационной продукции
1.
В афише

2.
В программе передач

3.
На домашней странице сайта ...
Официальный сайт
Российская государственная библиотека Официальный сайт
..................

Приложение 4
Примеры библиографических записей в формате MARC 21
1.
1001 $aКокере, Герт де.
24500 $aРазговоры$h[Текст] $b [6+]$cГерт де Кокере, Клаас Верпланке ; пер. с гол. М. Л. Санадзе
260 $aСанкт-Петербург$bПоляндрия$cпеч. 2012
300 $a64, [1] с.$bцв. ил.$c19 см
7001 $aВерпланке, Клаас
2.
24500$aОрганизация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы$h[Текст] : $bсборник методических разработок : [12+]$c[авт.-сост.: Авдакова С. С. и др.]
260 $aМосква$bЦентр "Пед. поиск"$ccop. 2013
300 $a320 с.$bил., табл.$c24 см
4900 $aБиблиотека администрации школы / Центр "Пед. поиск"
4900 $aВоспитание школьников
504 $aБиблиогр. в тексте
7001 $aАвдакова, С. С.$$eсост.
7102 $a"Педагогический поиск", центр (Москва

3.
1001 $aГавриков, Юрий Павлович
24500 $aЧе Гевара$h[Текст] : $bпоследний романтик революции : [16+] $cЮрий Гавриков
260 $aМосква$bВече$c2012
300 $a348, [1] с., [8] л. ил., портр., факс.$c21 см
4900 $aВеликие исторические персоны
60014 $aГевара, Эрнесто$d1928–1967
4.
24500$a Вокруг света $h[Текст] : $b ежемесячный познавательный журнал : [12+] $c учредитель и изд.: ЗАО "Орбита Медиа Сервис"
260 $a Москва$b Орбита Медиа Сервис$c 1927–1941, 1946–
300 $c29 см
3620 $a2012, № 01–


Комментариев нет:

Отправить комментарий